В соответствии с законом РФ «Об образовании» (ст. 2: 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий. Все дошкольные образовательные учреждения так или иначе решают проблемы, связанные с укреплением и сохранением здоровья. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Методы и приемы здоровьесберегающих технологий могут применяться в коррекционной работе на разных этапах занятия.
Все здоровьесберегающие технологии можно выделить в три подгруппы:
● организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
● психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
● учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.
Я в своей работе использую несколько видов здоровьесберегающих технологий. Это обосновано тем, что для детей с речевой патологией характерно нарушение артикуляционной моторики, общей и мелкой моторики. Дыхание у них зачастую поверхностное.Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику.
1. Дыхательная гимнастика
Известно, что у детей имеющих речевые нарушения отмечается ряд особенностей организации дыхания. Так для них характерно поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких. Следствием этого являются односложность и стандартность построения фраз. Кроме того, такой тип дыхания наносит вред процессу звукообразования. Дыхательные упражнения не только улучшают ритмы, но и повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, корректируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т.д. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны дыхательные упражнения для тех детей, кто страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
2. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, физминутки:
Данный аспект здоровьесберегающих технологий достаточно полно освящен в современной методической литературе, и у каждого педагога имеется свой арсенал оригинальных методических приемов.
3. Упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата:
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
4. Логоритмические занятия:
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.
5. Самомассаж:
Проводится во время физминуток, с целью профилактики простудных заболеваний.